Пензенские колледжи и техникумы увеличили приём на бюджетные места.
20 июня стартовала вступительная кампания в ссузы региона. Среднее профессиональное образование возвращает статус надёжной опоры в жизни. Освоив современные специальности, можно получить хорошо оплачиваемую работу. Профессионалы высоко ценятся на рынке труда.
Правила приёма
В этом году для обучения по программам среднего профессионального образования в Пензенской области дополнительно выделили 250 бюджетных мест. Ссузы готовы принять 6 675 человек на востребованные специальности – медработник, строитель, оператор станков с ЧПУ.
– Зачисление абитуриентов на бюджетные места в колледжи и техникумы проводится без экзаменов, за исключением специальностей, где требуются творческие способности и определённые качества. Например, «Архитектура», «Физическая культура», «Пожарная безопасность», «Защита в чрезвычайных ситуациях». Зачисление на них осуществляется на основании вступительных испытаний, – поясняет начальник отдела образовательной политики профессионального образования Минобра Пензенской области Алексей Агафонкин.
Однако спрос на рабочие специальности растёт, поэтому во многих колледжах и техникумах количество поданных заявлений превышает число бюджетных мест, тогда проводится конкурс аттестатов.
На сайтах учебных заведений в разделе «Информация для абитуриентов» размещён полный перечень профессий и специальностей, по которым ведётся набор, количество бюджетных мест, сроки подачи заявления о приёме, а также необходимые документы для абитуриентов и родителей.
Приёмная кампания в ссузы продлится до 15 августа, по специальностям или профессиям, предполагающим вступительные испытания, – до 10 августа. Однако при наличии свободных мест приём документов могут продлить до 25 ноября по решению администрации учебного заведения. Документы можно подать лично, отправить почтой, через сайт образовательного учреждения либо Портал государственных и муниципальных услуг Пензенской области.
Выбор и трудоустройство
Не последнюю роль в выборе профессии играет перспектива последующего трудоустройства. Понимая это, руководство ссузов выстраивает тесное взаимодействие с потенциальными работодателями.
– Ключевым показателем развития региональной системы среднего профессионального образования является уровень синхронизации системы подготовки кадров и кадровых потребностей экономики региона, – говорит Алексей Агафонкин. – С каждым годом активнее развиваются связи между колледжами и работодателями. Всё больше абитуриентов делают выбор на основе профориентационной работы, которую колледжи проводят среди школьников.
Наглядным примером реализации такого подхода является создание производственно-отраслевых кластеров в рамках федерального проекта «Профессионалитет», который был создан для решения задач нацпроектов «Образование» и «Производительность труда».
Объединение колледжей по отраслевому принципу вместе с работодателями позволяет не только грамотно выстроить систему подготовки кадров в соответствии с потребностями предприятий и организаций, но и обеспечить равенство образовательных возможностей независимо от того, где учится студент. В Пензенской области созданы три кластера: сельскохозяйственный, образовательная деятельность которого осуществляется совместно с 10 ведущими сельскохозяйственными предприятиями региона; строительный, в который входят 34 предприятия отрасли; педагогический, он объединяет 43 организации: детские сады, школы, центры дополнительного образования. Все колледжи и предприятия, входящие в кластер, подписывают партнёрское соглашение, согласно которому работодатели получают возможность участвовать в образовательном процессе.
Они привлекаются к разработке и реализации образовательных программ, помогают оснащать оборудованием учебно-производственные классы, привлекать своих сотрудников к наставничеству. В колледжах, где уже появились опорные работодатели, формируется современная образовательная среда.
Целевикам на заметку
С этого года произошли изменения для тех, кто поступает по целевому направлению. Теперь абитуриент может сам найти будущего работодателя на федеральном портале «Работа России» и заключить с ним договор. Затем с пакетом документов будущий студент приходит в приёмную комиссию и участвует в отдельном конкурсе на целевые места.
Целевики имеют преимущества при зачислении, но обязаны соблюдать условия договора и после обучения отработать от года до пяти лет на предприятии заказчика. С другой стороны, всё больше ребят выбирают этот путь, расценивают целевое обучение как гарантию трудоустройства.