В Пензенской области активно реализуются федеральные и региональные проекты по профобразованию
В Пензенской области активно реализуются федеральные и региональные проекты по профориентации школьников и повышению качества профобразования. Об этом сообщил первый заместитель министра образования региона Алексей Фомин в ходе брифинга, который состоялся во вторник, 14 ноября, в Правительстве Пензенской области.
Одним из ключевых направлений деятельности по данному вопросу является федеральный проект «Профессионалитет», цель которого – преодоление дефицита рабочих кадров и повышение качества профессионального образования за счет реформирования системы СПО и внедрения новых подходов. Соответствующие задачи обозначены нацпроектами «Образование» и «Производительность труда».
– В рамках проекта в 2022 году на базе Пензенского государственного аграрного университета создан образовательно-производственный сельскохозяйственный кластер. На эти цели направлено 230 миллионов рублей. Это средства федерального и регионального бюджета, а также средства работодателей. Курируют деятельность кластера 2 региональных ведомства - министерство образования и министерство сельского хозяйства, – отметил Алексей Фомин.
Сетевыми партнерами проекта стали Пензенский агропромышленный колледж, Мокшанский агротехнологический колледж, Сердобский многопрофильный техникум, а также 9 ведущих сельскохозяйственных предприятий региона, участвующие в формировании и реализации образовательных программ. Это ООО «Управляющая компания «Русмолко», ООО «Черкизово-Свиноводство», ООО «Восход», ООО «Техно-Снаб» и другие.
Подготовка специалистов осуществляется по следующим специальностям: «Агрономия», «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», «Технология продуктов питания животного происхождения» и «Технология продуктов питания из растительного сырья». В 2022-2023 учебном году от минсельхоза области поступил заказ на подготовку 475 студентов для прохождения практики с трудоустройством на ведущих сельскохозяйственных предприятиях региона.
В 2024 году по итогам конкурса на предоставление грантов в рамках федерального проекта «Профессионалитет» еще две образовательные организации среднего профессионального образования Пензенской области стали победителями и получат финансирование.
– Со следующего года в регионе начнут деятельность еще 2 кластера. Образовательный кластер по отрасли «Педагогика» на базе Пензенского социально-педагогического колледжа в сети с Кузнецким многопрофильным колледжем и Каменским техникумом промышленных технологий и предпринимательства. К деятельности кластера привлечены 43 организации-работодателя: детские сады, школы, центры дополнительного образования региона. А также образовательно-производственный кластер «Строительство и дорожное хозяйство» на базе Пензенского колледжа архитектуры и строительства в сети с Кузнецким многопрофильным колледжем, Пензенским колледжем пищевой промышленности и коммерции и Нижнеломовским многопрофильным техникумом. Из федерального бюджета им направят 60,5 миллионов рублей и 100 миллионов рублей соответственно, – пояснил Алексей Фомин.
В рамках развития образовательно-производственного кластера «Строительство и дорожное хозяйство» заключено соглашение о партнерстве с 15 предприятиями-работодателями: ООО «Автодорога», ООО «Строительная группа «Рисан», ООО Специализированный застройщик «Термодом», ООО «Пензадорстрой», ООО «Дорожно – строительное управление №1» и другими, чью деятельность курирует министерство строительства и дорожного хозяйства Пензенской области.
– Выпускниками, подготовленными по программам «Профессионалитета» в отраслях «Педагогика», «Сельское хозяйство», «Строительство и дорожное хозяйство», планируется закрыть потребность региона в специалистах данных направлений, – подчеркнул Алексей Фомин.
В ходе брифинга первый заместитель министра образования области также рассказал о реализации во всех общеобразовательных организациях региона Единой модели профессиональной ориентации – Профориентационного минимума, который стали внедрять с 1 сентября 2023 года.
– Внедрение Профминимума в общеобразовательных организациях предусматривает организацию урочной и внеурочной деятельности старшеклассников. В текущем учебном году в регионе сформировано 18 психолого-педагогических, 22 медицинских и 60 инженерных классов. В рамках взаимодействия заключены договоры между профильными и предпрофессиональными классами и предприятиями региона, а также с вузами нашего и других регионов, – сообщил Алексей Фомин.
В Профминимум добавлен региональный компонент. Он включает в себя реализацию профориентационного проекта «Профканикулы», который стартовал в 2022 году.
В период школьных каникул на базе Пензенского центра опережающей профессиональной подготовки и других организаций – детских оздоровительных, пришкольных лагерей, центров досуга молодежи – организовано проведение практикоориентированных профориентационных смен, включающих профориентационные события различных форматов: профессиональные пробы, мастер-классы, тренинги, профориентационные квизы, онлайн-квесты, экскурсии и другие.
– Проект способствует решению двух актуальных задач, объединённых одной идеей: обеспечение полезной познавательной занятости детей в дни каникул, помощь в профессиональном самоопределении и выборе школьниками направления для будущего профобучения. Участники проекта – обучающиеся 12-17 лет всех образовательных учреждений города Пенза и Пензенской области, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья», – отметил заместитель главы регионального минобра.
В 2022 году в рамках проекта были реализованы несколько пилотных программ на базе 5 площадок. В 2023 году охват целевой аудитории увеличился. Только за период летних каникул профориентационные интенсивы прошли более 1 000 школьников.
– Также увеличилось количество программ и площадок проведения. К проведению занятий со школьниками подключились ведущие предприятия региона под эгидой Пензенского регионального отделения Союза машиностроителей России. В их числе – завод «Пензтяжпромарматура» и Нижнеломовский электромеханический завод. Опытные наставники от производства проводят для детей мастер-классы и профпробы инженерно-технической направленности, погружающие их в профессиональный контекст, популяризирующие востребованные в регионе специальности, – обозначил актуальность проекта Алексей Николаевич.
Также Алексей Фомин рассказал о проекте «Билет в будущее», который реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», инициированного Президентом России с целью построения системной модели содействия профессионального самоопределения обучающихся 6 - 11 классов.
– Проект направлен на раскрытие у ребят талантов и формирование осознанного выбора будущей профессии и объединяет школьников, педагогов и родителей. Значительное количество активностей проводится посредством Цифровой платформы «Билет в будущее», которая состоит из двух сегментов – общедоступного и школьного. В открытом, общедоступном сегменте все желающие смогут пройти «примерочную профессий». Это игровые тесты, викторины, виртуальный тур по мультимедийной выставке. Есть также раздел для родителей, в котором собраны популярные статьи и видеоролики о профессиях и профессионалах. Для закрытого, школьного, сегмента, участниками которого могут стать только зарегистрированные на платформе школы и ученики 6-11 классов этих школ, доступны интерактивные тематические онлайн-уроки с использованием специальных пособий, индивидуальные диагностики и рекомендации, – проинформировал Алексей Фомин.