Вопрос-ответ по теме мошенники (звонки от Центробанка) управляющий Отделением Пенза Волго-Вятского ГУ Банка России Александр Владимирович Хлобыстова
- Какие сейчас наиболее актуальные схемы мошенничества?
- Что касается актуальных схем мошенничества, то по-прежнему актуальная классическая легенда – «звонок из банка». Когда звонящий представляется сотрудником банка, правоохранительных органов или Центрального банка. Мошенники сообщают о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету или карте. В последнее время злоумышленники не только представляются якобы «сотрудником» Центрального банка, но все чаще для убедительности присылают человеку в мессенджер или на электронную почту документы с логотипом и печатью Банка России. Еще раз обращаю внимание. Банк России по своей инициативе не направляет гражданам письма, не звонит и не рассылает сообщения, мы не занимаемся обслуживанием счетов физических лиц.
В любом случае, кем бы не представлялся звонящий — сотрудником банка, прокураторы, полиции, работником Центробанка — никогда и никому не сообщайте личные данные, а также номер своей банковской карты, трехзначный код с оборотной стороны карты или смс-код. Если вы сомневаетесь, то самостоятельно позвоните в банк по номеру, который написан на оборотной стороне карты или на сайте кредитной организации. Следуйте этим простым правилам, и ваши деньги будут в безопасности.
- Как понять, что вам звонит именно сотрудник банка, а не мошенник? Могут ли настоящие сотрудники банков звонить гражданам? В каких случаях и по каким поводам?
- Специалист банка, в котором вы являетесь держателем карты, может вам позвонить лишь по вопросам вашего обслуживания и, как правило, в том случае, если вы сами обращались в банк по тому или иному вопросу по телефону либо через онлайн банкинг. Банки могут предложить улучшить обслуживание либо сообщить о каких-либо новшествах в банковских продуктах. Чаще всего при этом банки используют СМС-оповещение.
Мошенники же всегда с помощью любых уловок пытаются завладеть данными вашей карты. Позвонив по телефону, они могут предложить увеличить кредитный лимит, либо сообщить, что ваша карта заблокирована. В данном случае кибермошенники используют методы социальной инженерии: пытаются ввести в заблуждение, запугать, застать врасплох. Относитесь критически к любому звонку. Не сообщайте персональные данные, не принимайте спонтанных решений. Повесьте трубку. Найдите в справочнике или сайте банка телефон вашего банка и сами наберите номер и свяжитесь с менеджером. И помните, если банк заметит подозрительные операции с вашим счетом, он самостоятельно незамедлительно приостановит операцию и заблокирует карту. Для этого банку не нужны ваши данные и данные вашей карты. Сотрудник банка никогда не попросит вас оформить кредит для перевода денег на некий якобы «безопасный» счет.
- В информационном пространстве актуальна схема, когда граждане снимают деньги со счета, даже берут кредит и отдают свои сбережения мошенникам. Как это происходит?
- Человеку могут позвонить якобы из бюро кредитных историй, службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России и утверждать, что на его имя неизвестные оформляют кредит. Мошенники предлагают предотвратить незаконное оформление кредита, но для этого необходимо как можно скорее оформить «встречный» кредит самостоятельно (онлайн или в офисе банка).
Для убедительности злоумышленники просят гражданина действовать оперативно и не рассказывать про оформление кредита и его целях кому-либо, так как проводится некая секретная операция по вычислению неблагонадежного человека из числа сотрудников банка.
- Почему люди отдают сбережения?
- Мошенники оказывают психологическое воздействие на человека с целью раскрытия персональных данных. Злоумышленники могут неоднократно звонить, направлять электронные письма и сообщения со ссылкой на фишинговые, то есть поддельные, сайты финансовых организаций или других компаний с целью заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Их цель - вывести собеседника из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Такое психологическое воздействие называется «социальной инженерией».
- Что делать если мошенники уже взяли кредит без вашего ведома? Что предпринять?
- Нужно обратиться в финансовую компанию, которая оформила кредит или заем на ваше имя. Написать заявление, что вы договор не заключали и денег не получали. Компания проводит внутреннее расследование. Обязательно обратитесь в полицию. Даже если вы решите проблему с этим кредитом, это не гарантирует, что не появятся другие.
Если вам кажется, что компания зашла в тупик, то напишите жалобу в интернет-приемную Банка России. Регулятор запросит у компании отчет о том, как она отреагировала на ваше заявление. Если кредитор отказывается списывать долг, то единственный вариант – обратиться в суд.
- Дайте общие рекомендации, как не стать жертвой мошенничества?
- Не сообщайте никому личные и финансовые данные. Не публикуйте их в социальных сетях, на форумах и каких-либо сайтах в Интернете, а также не храните данные банковских карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.
Если с неизвестного номера звонит якобы сотрудник банка, правоохранительных органов или государственной организации с сомнительным предложением положите трубку. Если вас взволновал звонок, то позвоните самостоятельно. Наберите вручную номер банка или контакт-центра ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий. Номер телефона горячей линии есть на официальном сайте банка или на обратной стороне банковской карты. Ни в коем случае не делайте обратный вызов на входящий номер – вы можете снова попасть на мошенника.
Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное.